Механизм получения ТСР по электронным сертификатам буксует, но плоды есть

Доби свободен, у него есть носок!

И наши подопечные родители тоже стали свободны в выборе колясок.
Еще в прошлом году открылась новая возможность в обеспечении техническими средствами реабилитации – через электронный сертификат на ТСР.

29 наших подопечных с помощью наших социальных работников решили испытать на себе этот способ, было подано 35 заявлений на ЭС. Какие же мы имеем итоги на сегодняшний день?

Прежде всего мы сконцентрировались на креслах-колясках, как на наиболее сложном в получении от государства ТСР. Нашим подопечным жизненно важно иметь удобную и подходящую коляску, иначе остается только лежать смотря в потолок, отчего ничего хорошего, одни дальнейшие повреждения.

Все заявки на ЭС родители наших подопечных сделали онлайн, через госуслуги. Это удобно.

Главная интрига тут в том, удастся ли получить на электронный сертификат достаточную денежную сумму для покупки именно подходящей коляски.

Первые заявления были поданы в августе 2022 г..

С тех пор наши подопечные купили и уже получили 5 колясок, точно им подходящих. Еще 5 колясок уже в пути к подопечным. Еще по 3 коляскам решаем ситуацию с необходимостью небольшой доплаты из собственных средств.
Про сроки: первая коляска поставлена из Германии уже в декабре 2022 г. при заявке в августе. Что неплохо по нынешним временам сложной логистики поставок из-за рубежа.

По нашему опыту сроки получения коляски через ФСС (сейчас фонд социального и пенсионного страхования) почти в 100% случаях затягиваются гораздо дольше двух положенных месяцев. К тому же очень часто выдают коляску совсем не ту, что надо. А это еще более затягивает время на получение коляски.

Итак, если Вам одобрили нужную сумму сертификата, то тут такие плюсы:

скорость. Покупаете и в течение максимум 3-4 месяцев вам точно привозят коляску;
покупаете то, что именно нужно, а не получаете сюрприз от ФСС в виде неподходящей коляски. ФСС сейчас фактически не способен закупить сложную коляску из-за рубежа, т.к. сроки поставки в менее чем 2 месяца никто из поставщиков не выдержит.

Получается, что точно успешными случаями можно назвать 10 из 35. Возможно к ним добавится еще 3 случая. Самая крупная сумма – 393 т.р. На нее удалось купить крутую электроколяску.

При этом надо сказать, что в 6 успешных случаях сумма ЭС была сразу достаточной, а в 4-х случаях пришлось вмешаться социально-правовой службе, подготовить жалобы.

Но а что с остальными?

В 4 случаях ответ на заявку вообще не получили или было отказано. Сейчас с этим разбираются юристы.

Удивитесь, но было и такое: в 5 случаях из всех плохих сначала родители были обрадованы хорошей суммой ЭС, но через некоторое время получили поправку в сторону уменьшения. Тоже с этим разбираются юристы.

Были и удивительные правовые открытия. ФСС выдавал сертификаты, но не “активировал” их. Один такой случай удалось разрулить только Главе Чувашии, которому была подана жалоба на этот удивительный факт. Никакой процедуры “активации ЭС” не существует в нормативных актах, но в жизни она появилась.

Вообще всего нами получено 25 сертификатов с не удовлетворяющей суммой. Почти все случаи нами обжалованы и находятся в процессе разбирательств. Если надо будет – дойдем до суда.

В чем причины таких не удовлетворяющих сумм. У нас есть версии:

Во-первых, ФСС произвольно трактует порядок определения суммы (номинала предельной стоимости сертификата).

Мы требуем обосновать сумму сертификата и получаем в ответ ссылку на госзакупку, где почти всегда не видим соблюдения принципа однородности товара по госзакупке параметрам ИПРА. К тому же важна не только однородность, но и соответствие:
антропометрических данных (рост, вес, параметрам ТСР). Да-да. Это бывает очень сильно влияет на стоимость коляски.
клинико-функциональных характеристик коляски из госзакупок требуемым. Да. надо проверять может ли выполнить коляска из госзакупки функцию реабилитации инвалида или нет. Бывает, что параметры формально подходящие, но реально нужна немного другая коляска.

Во-вторых, ФСС не готов оценивать эти параметры в полной мере компетентно, и как нам кажется, больше ориентируется на экономию бюджета. Потому что бюджет на коляски верстается при участии Минтруда Чувашии, который должен давать прогноз по затратам, чтобы в федеральном бюджете на нас были выделены правильные суммы. А когда родители вдруг начинают требовать правильных колясок, сумм вдруг перестает хватать. Неизвестно как считает МинТруд, это отдельное расследование, но чувствуется просто повторяет ежегодно одну и туже цифру.

Вот такой непростой опыт. Возможно вскоре нам удастся его обсудить с руководством чувашского отделения Социального фонда России, куда был присоединен ФСС. Хочется верить, что в данном случае реорганизация пойдет на пользу нашим подопечным.

Итог пока не радостный – за полгода только 10 детей получили нужные коляски, 19 детей пока в процессе. Пока механизм электронных сертификатов не работает так как нужно.

На фото вы видите счастливых ребят, родители которые смогли купить коляску по электронному сертификату.

,